Муниципальная инновационная площадка. Проект "ИнженериУм"

Приём воспитанников в детский сад № 147 «Сосенка»

Год театра в России

Вниманию пользователей

Уважаемые родители, пользователи нашего сайта, дорогие гости, друзья.

Официальный сайт МБУ детского сада № 147 «Сосенка» меняет свою «платформу» (CMS). Некоторые ссылки могут работать некорректно. Приносим свои извинения за причиненные неудобства. Предыдущая версия сайта доступна ЗДЕСЬ >>>

Речевое развитие

На данной странице представлены игры и упражнения для развития всех компонентов речи детей дошкольного возраста.

       Артикуляционная гимнастика

           Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики. Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляции, необходимых для правильного произношения звуков. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. 
         Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не  напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому все упражнения выполняются перед зеркалом. Сначала все упражнения выполняются в медленном темпе, так как ребенок должен ощущать, осознавать, контролировать и запоминать свои действия. После того, как малыш научится выполнять движения, зеркало убирают, и функции контроля берут на себя свои собственные кинестетические ощущения ребенка.
        Дозировка количества повторений одного и того же упражнения должна быть строго индивидуальной. Вначале упражнения повторяются 5 - 6 раз, в дальнейшем можно доводить количество повторений до 15-20.
       Каждому упражнению дается название.
       В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребенка.Нельзя говорить ему, что он упражнение делает неверно - это может привести к отказу выполнять движение. Лучше покажите ребенку его достижения ("Видишь, язык научился быть широким"), подбодрить ("Ничего, твой язычок обязательно научится подниматься кверху").
       Комплекс упражнений артикуляционной гимнастики.

Развитие фонематических процессов

Для ребенка среднего дошкольного возраста, даже знающего буквы, последовательный звуковой анализ слова представляет собой большую сложность. Ребенок не умеет сам прибегнуть к особому, подчеркнутому выделению голосом нужного звука, поэтому он не только выпускает из слова гласные звуки, но и согласные зачастую ставит в неправильной последовательности. Для облегчения задачи взрослы сам прибегает к подчеркнутому, интонационному выделению в слове нужного звука, а также обучает ребенка такому произнесению, как средству для проведения звукового анализа.

Игры и упражнения для развития фонематического слуха 

 «Развиваем слуховое внимание»
«Развиваем фонематические процессы»
«Развитие слоговой структуры слова»
«Составь слово»
«Звукобуквенный анализ» 
Игры на развитие слухового внимания и памяти

Развитие словаря      

На фоне относительно развёрнутой речи у детей с общим недоразвитием речи III уровня наблюдается неточное употребление многих лексических значений. В активном словаре преобладают существительные и глаголы. Недостаточно слов, обозначающих качества, признаки, состояния предметов и действий
Дошкольники с ОНР понимают значения многих слов; объем их пассивного словаря близок к норме. Однако употребление слов в экспрессивной речи, актуализация словаря вызывает большие затруднения.

Для развития словарного запаса детей с нарушениями речи разной степени тяжести предлагаем следующие игры и упражнения:

«Четвертый лишний»
«Фразеологизмы»
«Коллекция картинок на лексические темы»
«Многозначные слова»
«Развиваем словарь ребенка-дошкольника»
«Скажи наоборот»

Развитие связной речи

После 4 лет дети могут пересказать знакомую сказку, охотно декламируют стихотворения, к 5 годам могут пересказывать только что прочитанные короткие тексты, прослушав их 2 раза.
После 5 лет дети способны рассказать о виденном или услышанном довольно подробно и последовательно, объяснить причину и следствие, составить рассказ по картине, отличить фантастическое содержание сказки от обычного рассказа (так не бывает).
После 6 лет они могут придумать рассказ и сказку, поясняя при этом, где сказка, а где рассказ. Используя образец, ребенок должен составить рассказ о чем-то другом, который, как правило, получается логичным, развернутым.

Развитие связной речи является важнейшим условием успешности обучения ребенка в школе.
Только обладая хорошо развитой связной речью, учащийся может давать развернутые ответы на сложные вопросы, последовательно и полно, аргументировано и логично излагать свои собственные суждения, воспроизводить содержание текстов, произведений художественной литературы и устного народного творчества. Наконец, для школьника это является  непременным условием для написания программных изложений и сочинений.

Игры и упражнения на развитие связной речи 

«Учимся рассказывать»
«Составь рассказ»
«Составляем рассказ о зиме»
«Развиваем связную речь»
«Игры на развитие связной речи»

Развитие грамматического строя речи

Грамматический строй речи - это взаимодействие слов друг с другом в словосочетаниях и предложениях.

«Чей домик»
«Игры с предлогами»
«Совершенствуем грамматику"
«Знакомимся с предлогами»

Автоматизация звуков

Представьте себе, что у Вашего ребенка появился новый звук. Теперь вы, конечно же, захотите, чтобы малыш произносил данный звук во всех словах.
Не торопитесь! Для правильного употребления звука в речи необходима его длительная автоматизация (отработка, тренировка). На этапе автоматизации происходит выработка нового навыка, требующая длительной систематической тренировки. Нужно последовательно ввести поставленный звук в слоги, слова, предложения (стихи, рассказы) и в самостоятельную речь. К новому материалу следует переходить только в том случае, если усвоен предыдущий.
Перед Вами – родителями – стоит непростая задача: ребёнку надо помочь закрепить новый навык в речи и скорее «затормозить», «забыть» дефектное произношение.
Процесс этот достаточно длительный и требует настойчивости, терпения как со стороны взрослого, так и ребенка. В процессе данной работы главное – это формирование речевого самоконтроля ребенка за своей речью! Выполняйте все рекомендации логопеда, занимайтесь ежедневно, так как навык формируется в результате постоянного повторения, закрепления желаемого действия, в противном случае автоматизация звука может затянуться на длительное время.
Помните! Звук автоматизирован тогда, когда мы произносим его, не задумываясь. Ребенку же достаточно длительное время приходится постоянно контролировать свою речь: за доли секунды определить наличие отрабатываемого звука в слове или фразе, которую нужно произнести, определить его место в слове (начало, середина, конец). Надо не забыть и о том, как правильно произносится звук (положение языка, губ, правильный выдох). Добавьте к этому и то, что ребенку необходимо успеть оформить свою мысль, обдумать содержание высказывания, и вы поймете, какая трудная задача перед ним стоит. Поэтому никогда не торопите малыша, старайтесь внимательно его выслушать. Если, отвечая на вопрос, ребенок забыл правильно произнести звук, обязательно поправьте его. Делайте это доброжелательно, не повышая голоса.

Игры и упражнения для автоматизации звуков:

«Логопедическое лото»
«Автоматизация?  Это интересно!»
«Автоматизируем звук»

====================================

Национальный проект "Образование"

Урок на всю жизнь

Контактная информация

Официальное полное название МБУ - муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №147 «Сосенка» городского округа Тольятти.

Официальное сокращенное наименование - МБУ детский сад № 147 «Сосенка».
Руководит детским садом - Ибрагимова Халида Мязгутовна.

Местонахождение и почтовый адрес Учреждения:
445046, РФ, Самарская область, г. Тольятти, ул. Громовой, 2;
тел. 8(8482)24 - 50 - 30; факс 8(8482)25 -50 - 36; 8(8482)24 -64 - 94.

Местонахождение корпусов:
445046, РФ, Самарская область, г. Тольятти, ул. Громовой, 2 (1 корпус);
445046, РФ, Самарская область, г. Тольятти, ул. Чайкиной, 51 (2 корпус).