"Pro-эмоции"

эмоциональный интеллектВ 2020-2022 гг. будет реализован городской сетевой проект «Внедрение геймифицированной модели «Pro-эмоции» в образовательный процесс МОУ, реализующих образовательные программы дошкольного и дополнительного образования, с целью развития эмоционального интеллекта у обучающихся 5-15 лет».

 

 

 

 


Наш детский сад является одним из участников проекта.

Приказ департамента образования администрации г.о. Тольятти о реализации городского сквозного проекта в 2021-2022 учебном году.

На страницах сайта нашего детского сада мы будем размещать информацию о реализации проекта.

Положение о методическом объединении педагогов МБУ детского сада № 147 «Сосенка»

Положение о творческой группе МБУ детского сада № 147 «Сосенка»

Приказ о создании творческой группы «Pro-эмоции» в 2020-2021 уч. году

Приказ о создании творческой группы в 2021-2022 учебном году

План реализации городского сквозного проекта «Внедрение геймифицированной модели «Pro-эмоции» в МБУ детском саду № 147 «Сосенка» в 2020-2021 учебном году

План реализации городского сквозного проекта в 2021-2022 учебном году

В ноябре 2020 года в МБУ детском саду № 147 «Сосенка» в рамках проекта PRO-эмоции проведены совместные с родителями мероприятия. Одно из них – учебная мастерская «Наши эмоции» с целью повышения педагогической культуры родителей в вопросах эмоционального развития дошкольников, рефлексии своих эмоциональных взаимоотношений с ребенком.
1 модуль проекта посвящен развитию умения распознавать свое эмоциональное состояние. Педагог – участник рабочей группы по реализации проекта предложил родителям упражнения «Знакомство», «Ладошка», «Через стекло», «Уехала подруга», психологическую игру «Радуга настроения».
Еще одно совместное мероприятие – тренинг «Выражение чувств». Цель тренинга – актуализация приемов эффективного общения. Для достижения поставленной цели педагогами использованы следующие упражнения: «Приветствие», «Калейдоскоп эмоций», «Неоконченное предложение», «Мусорное ведро». Участникам мероприятия вручены памятки «Барьеры общения» и «Об осознании и расслаблении или как сохранить психологическое здоровье»
В мероприятиях приняли участие 7 педагогов и 43 родителя воспитанников старших – подготовительных к школе групп.

пиктограммы

упражнение с пиктограммами

картинки про эмоции

родители

тренинг для родителей

лист гнева

лист гнева

я-высказывание

контур руки на буиаге

радуга настроения

 

 В декабре 2020 и январе 20121 года продолжилась работа по развитию эмоционального интеллекта у детей 5-15 лет. Второй игровой модуль посвящен теме «Понимание эмоций других людей». Дети вместе с педагогами играли в игры и выполняли упражнения, направленные на тренировку умения распознавать эмоциональное состояние по мимике, пантомимике, развивали умение определять настроение музыкальных фрагментов.

Игра-лото «Театр настроений» является своеобразным занятием по психогимнастике, способствует развитию лучшего понимания себя и других, а также произвольному вниманию.

Игра «Путешествие в мир эмоций» направлена на развитие эмоционального мира ребенка, умение чувствовать настроение персонажей игры. Данная игра научит различать основные эмоциональные состояния и соотносить их с графическими изображениями.

В лото «Зоопарк настроений» используются образы животных, которые смеются, плачут, радуются. Благодаря им дети учатся разбираться в своем и чужом настроении, быть чуткими к окружающим.

Игра «Испорченный телевизор» является разновидностью всем известной игры «Испорченный телефон» («Глухой телефон»). Оно активно используется и в работе со взрослыми, в бизнес-тренингах, тренингах по управлению персоналом, поскольку позволяет показать важность умения правильно понять собеседника, передать информацию и избежать искажений.

игра испорченный телевизор

картинки про эмоции

удивление

гнев

Третий модуль проекта посвящен умению регулировать свое эмоциональное состояние.

Уметь справляться с эмоциями действительно важно не только для дошкольников, но и для взрослых, и чем раньше человек этому научится, тем более устойчивой будет его психика. При этом нельзя забывать и о положительных, светлых эмоциях — радости за себя и за других, благодарности, сочувствии. Они должны находиться в равновесии с негативными или даже преобладать над ними, от этого зависит, будет ли личность цельной, а человек — счастливым.
Педагог-психолог Кутузова Лидия Александровна предлагает вниманию родителей и педагогов небольшую памятку «Развиваем у детей навыки управления эмоциями».

С целью реализации данного модуля проекта педагоги, состоящие в творческой группе, организовали с детьми беседы, выполнили упражнения, поиграли в игры на умение управлять своими эмоциями: «Я радуюсь, когда...», «Мне грустно, когда...», создали копилку «Способы повышения настроения». Арт-терапевтические приемы наряду с музыкотерапией давно зарекомендовали себя как отличный способ снять психоэмоциональное напряжение.
Работа с мандалой, например, подходит как взрослым, так и детям. Раскрашивание готовых мандал или создание своих собственных позволяет сосредоточиться на собственном эмоциональном состоянии, привести вихрь эмоций в упорядоченную форму, считающейся идеальной - круг.

раскрашивание мандалы

мандалы из теста, круп и пуговиц

В игре «Волшебное дерево на планете эмоций» детям предлагается нарисовать или написать в сердечке то, что им нравится в себе,за что они могут себя похвалить.

дерево с сердечками

детские рисунки

 

дерево любви

Одним из важных составляющих развития эмоционального интеллекта у детей и взрослых является умение управлять эмоциями в отношениях с другими людьми, то есть умение создать благоприятную атмосферу контакта. В ситуации непосредственного взаимодействия особую важность  слова, жесты, мимика, тон голоса, скрытые и явные мотивы поступков, действия человека. Вы наверняка замечали, что улыбка, взгляд в глаза собеседника, доброжелательный тон, комплимент производят самое благоприятное впечатление и способствуют лучшему пониманию друг друга.

Для детей старшего возраста мы предложили поиграть в игры «Два приятеля на мосту», где необходимо было пройти по узкому воображаемому мосту вдвоем навстречу друг другу. Дети сумели договориться и преодолеть это препятствие вместе, не толкаясь. без падений.

игра два приятеля на мосту

игра два приятеля на мосту

игра два приятеля на мосту

Игра «Сиамские близнецы» предполагает совместное рисование в парах одной свободной рукой. Необходимо договориться, создать совместно сюжет и раскрасить рисунок.

дети договариваются

совместное рисование

Как вариант можно использовать игры «Рукавички»: в случайном порядке раздать детям шаблоны бумажных рукавичек с нанесенным контуром узора. Задача ребенка - отыскать среди всех детей ребенка с подходящей рукавичкой и совместно раскрасить узор.

Реализация проекта в 2021-2022 учебном году

В 2021-22 учебном году в нашем учреждении продолжается работа по развитию эмоционального интеллекта воспитанников.

Не каждый взрослый способен разобраться во всей гамме своих переживаний, а для ребенка эта задача является еще более трудной. Дети не всегда правильно понимают даже простые эмоции, тем более трудно им осознать те разнообразные переживания, которые возникают по мере расширения связей с внешним миром.
Человек судит об эмоциональном состоянии другого по особым выразительным движениям, мимике, изменению голоса. Поза, жест, особенности движений во многом дополняют мимику и играют важную роль в передаче эмоционального состояния.

Воспитанники старшего дошкольного возраста продолжают развивать умение распознавать эмоциональное свое состояние и эмоции другого человека. Игры-приветствия «Здравствуйте», «Я сегодня вот такой» помогают создать положительную обстановку в группе, сплотить детский коллектив.

игра здравствуйте на прогулке

игра здравствуйте в группе

игра приветствие

 

Упражнение «Найди друга» выполняется среди детей в группе. Одной половине завязывают глаза, дают возможность походить по помещению и предлагают найти и узнать друга (или своего родителя). Узнать можно с помощью рук, ощупывая волосы, одежду, руки. Затем, когда друг найден, игроки меняются ролями. Эта веселая игра вызывает бурю положительных эмоций у участников и может использоваться также дома, если к вам пришли в гости дети.

игра найди друга

игра найди друга

игра найди друга

Игра «Подарок на всех (цветик - семицветик)» развивает чувства коллектива, умения дружить, делать правильный выбор, сотрудничать со сверстниками. Детям дается задание: «Если бы ты был волшебником и мог творить чудеса, то что бы ты подарил сейчас всем нам вместе?» Или: «Если бы у нас был Цветик-семицветик, какое бы желание ты загадал?» Каждый ребенок загадывает одно желание, оторвав от общего цветка один лепесток.

Упражнение «Твой цветок счастья» помогает осознать собственное эмоциональное состояние, восполнить жизненные ресурсы, повысить самооценку и подходит как детям, так и взрослым. Предлагается шаблон цветка, в лепестках нужно записать свои лучшие качества, капельки - любимые занятия, корни - человека, который тебя поддерживает.

цветок счастья

цветок счастья

На заключительном этапе реализации проекта в апреле-мае 2022 года педагоги творческой группы показали открытые занятия для своих коллег. Таким образом молодые педагоги получили новый опыт развития эмоциональной сферы детей, оформления уголков эмоций в группах, а опытные педагоги расширили и пополнили копилки игр.
Был проведен педсовет на тему «Навык эмоциональной саморегуляции - влияние на сохранение и укрепление психологического здоровья», где особое внимание было уделено такому компоненту эмоционального интеллекта как умение владеть собственным эмоциональным состоянием. Воспитатели - члены творческой группы и педагог-психолог поделились опытом работы в этом направлении.

С детьми старшего возраста были организованы и проведены игры и упражнения «Мама злится, когда...», «Мне радостно, когда...», «Ручеек радости», «Поляна радости», «Комплименты».

развитие эмоционального интеллекта у детей

развитие эмоционального интеллекта у детей

развитие эмоционального интеллекта у детей

развитие эмоционального интеллекта у детей

развитие эмоционального интеллекта у детей

развитие эмоционального интеллекта у детей

развитие эмоционального интеллекта у детей

развитие эмоционального интеллекта у детей

цветок счастья