Социально-коммуникативное развитие

Наверное, все без исключения родители хотят видеть своего ребенка счастливым, улыбающимся, умеющим общаться с окружающими людьми. Не всегда это получается, и задача взрослых — помочь ребенку разобраться в сложном мире взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.
Способность общаться — это дар или то, чему можно научиться?
Психологи определяют коммуникативные способности как индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие эффективность ее общения и совместимость с другими людьми.
Дети 5—6 лет уже умеют согласовывать свои действия со сверстниками, участниками совместных игр, соотносят свои действия с общественными нормами поведения. Всему этому ребенок научается в семье, в детской группе и в общении со взрослыми — педагогами и воспитателями, родителями. Чем раньше мы обратим внимание на эту сторону жизни ребенка, тем меньше проблем у него будет в будущей жизни.
Значение взаимоотношений с окружающими огромно, и их нарушение — тонкий показатель отклонений психического развития. Конечно, количество социальных контактов ребенка зависит от темперамента, но большинство маленьких детей пытаются установить дружеские контакты со сверстниками.
Ребенок, который мало общается со сверстниками и не принимается ими из-за неумения организовать общение, быть интересным окружающим, чувствует себя уязвленным, отвергнутым. Это может привести к резкому понижению самооценки, возрастанию робости в контактах, замкнутости. Необходимо помочь ребенку наладить отношения с окружающими, чтобы этот фактор не стал тормозом на пути развития личности. Как это сделать?

Формирование социально-коммуникативных навыков в соответствии с возрастными особенностями детей дошкольного возраста включает в себя:

Диалоговые навыки - умение начать, поддержать, завершить диалог, беседу; умение выслушать другого, задать вопрос, участвовать в коллективном обсуждении темы. А также умение вести разговор, повернувшись к собеседнику лицом, умение использовать при разговоре жесты, мимику, регулировать громкость и тембр голоса.

Социальные навыки: умение выражать свои чувства и эмоции, умение взаимодействовать со взрослыми и сверстниками (знакомыми и незнакомыми), умение регулировать свое эмоциональное состояние в зависимости от ситуации.

При этом личность ребенка, имеющего речевые нарушения, имеет ряд психологических особенностей:

Предлагаем вашему вниманию материалы, подготовленные педагогом-психологом Кутузовой Лидией Александровной, об особенностях социально-коммуникативного развития детей-дошкольников:

Консультация для педагогов и родителей «Психологические особенности детей с ОНР»

Консультация для педагогов и родителей «Роль расслабляющих упражнений в системе релаксации детей с проблемами в психическом и речевом развитии»

Консультация для педагогов и родителей «Об осознании и расслаблении»

Консультация для педагогов и родителей «Формирование адекватной самооценки у дошкольников  с ОНР»

Консультация для педагогов и родителей «Капризные дети»

Консультация для педагогов и родителей «Мы такие разные (особенности проявлений темперамента у дошкольников)»

Консультация для педагогов и родителей «Развиваем у детей навыки управления эмоциями»

Картотека игра на развитие саморегуляции у дошкольников 

Буклет для родителей «Кризисы детства»

Уважаемые родители! Внимательно познакомьтесь с принципами, которые должны быть положены в основу вашего общения с детьми.

Принципы отношений родителей с детьми

Я не всезнайка. Поэтому я и не буду пытаться быть им.
Я хочу, чтобы меня любили. Поэтому я буду открыт любящим детям.
Я так мало знаю о сложных лабиринтах детства. Поэтому я позволяю детям учить меня.
Я лучше всего усваиваю знания, полученные в результате собственных усилий. Поэтому я объединю свои усилия с усилиями ребёнка
Я люблю, когда меня принимают таким, каков я на самом деле. Поэтому я буду стремиться сопереживать ребенку и ценить его.
Я — единственный, кто может прожить мою жизнь. Поэтому я не буду стремиться к тому, чтобы управлять жизнью ребенка.
Я черпаю надежду и волю к жизни внутри себя. Поэтому я буду признавать и подтверждать чувство самости у ребенка.
Я не могу сделать так, чтобы страх, боль, разочарование и стрессы ребенка исчезли. Поэтому я буду стараться смягчать удары.
Я чувствую страх, когда я беззащитен. Поэтому я буду прикасаться к внутреннему миру беззащитного ребенка с добротой, лаской и нежностью.

У вас застенчивый и тревожный или наоборот, агрессивный и беспокойный ребенок? Возможно Ваш ребенок не уверен в своих силах и боится всего нового? 

Предлагаем вашему вниманию консультацию "Диагностика коммуникативных навыков детей дошкольного возраста" (подготовила педагог-психолог Кутузова Л.А.)

Важную роль в формировании социально-адаптивного поведения играют навыки эффективного взаимодействия с детьми в коллективной продуктивной (аппликация, рисование и др.), а также игровой деятельности.

Сюжетно-ролевые игры "Больница", "Семья", "День рождения", "Магазин", "Школа" позволяют развивать навыки позитивного общения со сверстниками, развивать диалоговую речь, распределять роли, соблюдать правила в игре, разрешать спорные ситуации в игровой форме.

Подвижные игры и игры соревновательного характера развивают у детей инициативность, желание брать на себя роль ведущего и обсуждать игровые ситуации и правила, выполнять условия игры и подчиняться ее правилам, использовать считалочки при выборе водящего.

 Игры на развитие коммуникативных навыков можно предложить детям в свободное время, во время проведения развлечений и праздников.

Не менее важную роль в формировании навыков регуляции поведения имеют игры на напряжение и расслабление, упражнения на релаксацию, а также игры с использованием самомассажа. 

Использование ароматерапии и музыкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста доставляет большое удовольствие. приносит положительный эффект в регуляции эмоционального фона личности.

 Небольшую подборку музыки для релаксации вы можете найти на персональном сайте педагога-психолога нашего детского сада Кутузовой Лидии Александровны в «Социальной сети работников образования». Звуки леса, пение птиц, шум ветра, журчание воды помогает снять напряжение не только детям, но и взрослым.

Вы, наверное, слышали о таком интересном приеме как сказкотерапия. Совместное сочинение историй, чтение и рассказывание сказок - увлекательное занятие для малышей любого возраста, начиная с самого раннего. Можно ли использовать этот прием дома? Конечно! О том как это правильно сделать, вы узнаете из консультации «Сказкотерапия в семье».

Игры с песком также подходят для детей практически любого возраста, они развивают сенсорную (чувственную) сферу личности, а также мелкую моторику рук. Даже взрослые с удовольствием погружают руки и ноги в теплый песок на берегу моря или реки, эти ощущения позволяют расслабиться. На популярных маркетплейсах относительно недавно появился в продаже необычный песок - кинетический. Что это такое? Чем отличается это песок от привычного для нас речного или морского?  Обязательно ли его покупать или можно сделать дома самостоятельно? на эти и другие вопросы вы найдете ответы в мастер-классе «Кинетический песок - волшебство в ваших руках».